ГУ «Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

 

Информационно-методический материал

«Методика преодоления стрессовых ситуаций»

Проблема стрессосовладающего поведения относится к одной                           из актуальных проблем психологии. Несмотря на наличие теории совладающего поведения, до сих пор практическая часть остается еще малоразработанной и несистематизированной. Изложенный ниже материал является одной из целенаправленных попыток это сделать.

В современном мире понятие «стресс» стало самым распространённым и модным. Этот диагноз ставят человеку, когда у него в личной жизни и                      на работе возникают проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья. Основатель учения о стрессе Г. Селье выделял две его формы: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс. Воздействие эустресса может быть очень полезным для человека, но чаще всего под стрессом понимают реакции организма на негативные воздействия среды. Положительный стресс поднимает наш тонус и заставляет активизироваться,  но в результате продолжительного времени воздействия стресса на организм        он может перейти в дистресс.

Факторы, которые способствуют переходу стресса в эустресс:

положительный эмоциональный фон;

опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз                  на будущее;

наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;

одобрение действий со стороны социальной среды.

Факторы, которые способствуют переходу стресса в дистресс:

недостаток информации;

негативный прогноз будущих событий и чувство беспомощности;

чрезмерная сила стресса, превышающая возможности человека;

большая продолжительность воздействия, приводящая к истощению.

Исследователи выделили три фазы развития стресса: мобилизация, сопротивление и истощение. На первой стадии активизируются внутренние ресурсы организма  для осуществления необходимых действий. Эта стадия полезна и целесообразна. Но если стресс чрезмерен, то на этой стадии возможна реакция срыва, сопровождающаяся возрастанием тревоги и напряженности. В этом случае человек становится не способен к адекватным действиям и поступкам.

На второй стадии  человек активно сопротивляется воздействиям среды. Эта фаза, в зависимости от отношения к стрессу, может продолжаться долго. В стадии сопротивления содержание адреналина в крови уменьшается и начинают действовать другие гормоны, помогающие телу адаптироваться и справиться со стрессом.

На третьей стадии, истощения, даже люди с устойчивой психикой                 не могут избежать разрушающих воздействий среды. На этой стадии стресс переходит в дистресс, усталость и напряжение накапливается, и наступают апатия, истощение и нервный срыв. Со стрессом можно справиться во второй стадии, но если человек не отступает, а продолжает двигаться в том же направлении, то наступает момент, когда он уже не находит сил справиться                     с ситуацией, и организм начинает разрушаться.

По оценкам некоторых ученых, 70 % заболеваний связаны                                          с психологическим стрессом и по сравнению с физическими проблемами являются главенствующей причиной потери трудоспособности. Признаками психоэмоционального стресса могут быть: гнев, депрессия, зависть, низкая самооценка, страх, неумение сконцентрироваться, беспокойство, неспособность принимать решения.

Психологический стресс (выговор, повышение цен, полет в самолете, несчастная любовь, беспокойство за детей, отсутствие денег), в отличие                           от биологического стресса (переохлаждение, ожог, травма, вирусная инфекция) обладает рядом специфических свойств:

причинами стресса могут быть не реальные воздействия, а собственные мысли;

характер опасности может быть виртуальный, а наличие реальной угрозы здоровью может отсутствовать;

временные границы могут быть размытые, а не конкретные, как при биологическом стрессе:

эмоциональные реакции могут быть более сложными в сочетании                            с мыслительными процессами (беспокойство, тревога, тоска, ревность, раздражительность, депрессия), тогда как при биологическом они просты (страх, боль, испуг, гнев);

очень значительно влияние личных качеств в отличие от биологического стресса.

Психологи выделили четыре варианта ответа на трудные жизненные ситуации:

1. Временное отклонение  в поведении связано с недостатком ресурсов (материальные ресурсы, время, усталость, нехватка или избыток информации и др.), которые необходимы для того, чтобы совладать с ситуацией. Процесс адаптации в этом варианте не нарушается, и состояние «отклонения» ограничено во времени;

2. Хронические отклонения – это более выраженный ответ человека                   на трудную ситуацию (излишнее стремление к стабильности, ригидность действий, внутренний запрет на обращение за помощью к другим людям). Чаще всего выражается в форме неврозов;

3. Кризис – человек не видит возможности выйти из ситуации и не готов               к изменениям (резкие социальные изменения и личные катастрофы);

4. Слом – состояние в длительной по времени трудной ситуации, когда человек утрачивает надежду на возможность изменений. Здесь необходимы как изменение внешних условий, так и внутриличностные изменения. Человек               не может продолжать прежний образ жизни и самореализоваться,                             что приводит к внутренней катастрофе.

Ниже предложенный тест самооценки стрессоустойчивости поможет понять, на какой стадии находится человек в данный момент:

Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона)

Инструкция. Прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий ответ.

  1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

  1. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из под вашего контроля?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

  1. Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

  1. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться                  со своими личными проблемами?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

  1. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите? Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
  2. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

  1. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

  1. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

  1. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

  1. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что                     их невозможно преодолеть?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

Обработка результатов . Просуммируйте результаты ответов по всем                   10 вопросам. Оцените уровень стрессоустойчивости с учетом своего возраста.

Оценка стрессоустойчивости

От 18 до 29

От 30 до 44

От 45 до 54

От 55 до 64

Высокая

0.5

2.0

1.8

1.3

Повышенная

6.8

6.0

5.7

5.2

Средняя

14.2

13.0

12.6

11.9

Пониженная

24.2

23.3

22.6

21.9

Низкая

34.2

33.0

23.3

31.8

Основы совладания или преодоления стрессовых ситуаций

Совладаниеозначает использование воли человека в ситуации, которая предполагает сконцентрированность и контроль над своими мыслями, желаниями и чувствами.

В переводе со старославянского языка слова «лад», «сладить» и означают справиться и привести в порядок.

Цель совладания – такое приспособление к действительности, которое позволяет человеку удовлетворить свои жизненные потребности и повысить адаптацию человека в социальной среде. В отличие от психологических защитных механизмов, совладание является сознательным действием.

Совладание – процесс, в котором человек на разных этапах использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. Ученые выделяют следующие группы стратегий:

1)  преобразующие стратегии совладания (преодоление);

2)  приспособление, изменение собственных характеристик;

3) вспомогательные приемы самосохранения в трудных ситуациях.

Психологическое предназначение совладания состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, смягчить эти требования, постараться избежать их или привыкнуть к ним и тем самым погасить стрессовое воздействие. Как защитные, так и совпадающие стили реагирования связаны с установками и переживаниями, отношением к себе и другим, а так же жизненным опытом.

Преодоление. Современный подход к изучению механизмов совладающего поведения учитывает, что человеку присущ инстинкт преодоления положения, одной из форм которого является поисковая деятельность. Чем выше уровень развития личности, тем успешнее она справляется с возникшими трудностями. Используя стратегию преодоления, человек активно действует в среде и преобразует трудную ситуацию в процессе деятельности.

Для возникновения преодоления необходимы по крайне мере три условия: во-первых, достаточно полное осознание возникших трудностей, во-вторых, знание способов эффективного совладания, в-третьих, умение своевременно применять их на практике. Исходя из этого, существует множество способов и форм совладающего поведения, но все их можно свести к нижеизложенным:

1) оценка ситуации;

2) вмешательство в ситуацию;

3) избегание.

Приспособление – это стратегия совладания, направленная на изменение человеком своих качеств или своего отношения к ситуации. Одни люди начинают ее применять сразу, как только определяют для себя ситуацию как трудную, другие начинают ее применять после применения стратегии преодоления. К числу приемов можно отнести следующие:

придание ситуации нейтрального смысла или прием «позитивное истолкование», который позволяет более успешно пережить травмирующее событие;

внутреннее отчуждение от ситуации или подавление мыслей о ней;

переживание – особая внутренняя деятельность, смысл которой заключается в восстановлении равновесия сил, когда ситуация не может быть разрешена с помощью практических действий. Основная цель переживания –

повышение осмысленности      жизни,   реконструкция человеком  собственного образа жизни. Переживание – восстановительная работа, которая позволяет преодолеть внутренний разрыв жизни, помогает обрести психологическую возможность дальше жить.

В современной научной литературе исследователи к «неуспешным стратегиям» относят механизмы психологической защиты, а к «успешным стратегиям» – совладание.

Характеристика «удачных» и «неудачных» процессов переживания трудных ситуаций

Характеристики

Психологическая защита: характер протекания

Совладание: характер протекания

Осознанность

Вынужденные, автоматические, неосознанные процессы

Целенаправленные и осознанные процессы

Отношение к внешней и внутренней среде

Отрицание, искажение, бегство от реальности, самообман

Ориентация на принятие реальности, активное исследование реальной ситуации

Многовариативность

Формы поведения, не учитывающие целостной ситуации, действия «напролом»

Целостный подход, умение расставить приоритеты, способность разбить проблему на мелкие и потенциально разрешимые задачи

Отношение к помощи

Отсутствие поиска помощи и отвержение или стремление все возложить на помогающего человека, самоустранившись от решения проблемы

Активный поиск и принятие помощи

Результат и следствия

Невроз. Частичное улучшение ситуации за счет ухода в болезнь.

Ведет к накоплению индивидуального опыта совладания. Обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей

Вспомогательные приемы совладающего поведения.

В профессиональном и личностном взаимодействии человек, попадающий в трудную ситуацию, применяет разные виды стратегий. Наиболее часто применяемые стратегии объединяются в стили совладающего поведения. Исследователи выделяют три базовых:

1. Первый стиль – совладание, направленное на решение проблем и включающее следующие стратегии поведения:

фокусирование на решении проблемы, систематическое обдумывание проблемы с учетом разных точек зрения;

упорная работа, личные достижения;

фокусирование на позитиве, поддержание бодрости духа;

активный отдых, занятие спортом.

2. Второй стиль – социально-ориентированный, направленный                                на получение поддержки:

стремление поделиться своей проблемой с другими;

общение с близкими друзьями;

действия, направленные на получения одобрения;

общественные действия – поиски поддержки путем организации групповых действий для разрешения проблем;

обращение за профессиональной помощью;

поиски духовной опоры, чтение литературы.

3. Третий стиль – эмоционально-ориентированный, включающий следующие стратегии:

беспокойство – тревога о будущем;

надежда на чудо;

отказ от каких-либо действий;

разрядка, «спускание пара»: крик, смех, слезы, сигареты, алкоголь;

игнорирование проблемы;

самообвинение:

уход в себя;

стремление отвлечься и отдохнуть.

Порой жизнь ставит человека в такие ситуации, когда только намеренное изменение им своих личностных качеств и отношения к трудной ситуации может привести к благополучию. Это довольно трудная задача: изменить себя, не изменяя себе.

Техники совладания с трудными жизненными ситуациями.

Примерить на себя роль другого человека.Этот прием используют, когда источником проблем являются определенные качества человека (застенчивость, неумение говорить и т.д.).

В основе этой техники используется механизм подражания, когда человек примеряет на себя образ другого (знаменитого человека, героя книги или артиста), который обладает недостающим качеством характера. В трудной ситуации он примеряет на себя роль этого человека. Так как он не полностью себя отожествляет с ним, то все свои неудачи относит не к себе, а к выбранному персонажу. Это помогает легче относиться к промахам и сохранить чувство достоинства. При удачном выборе роли ее исполнение помогает совладать                    с трудной ситуацией и вызывает изменения в поведении и личных установках.

Определение границ своих возможностей – эта техника, как правило, используется при резком изменении жизненных обстоятельств (смене места жительства, инвалидности, освоение новой деятельности). Эти люди сначала исследуют границы новых возможностей и ограничений и пытаются компенсировать потерянное и приспособить сохранившиеся способности.

Предугадывание событий (заранее составленное представление) –  этим приемом пользуются люди, которые имеют опыт и ожидают неизбежных проблем (к примеру, смерти безнадежного больного, подготовка                                   к долгосрочному уходу за кем либо). Эта техника имеет адаптивное значение, и позволяет заранее подготовиться к нелегким испытаниям, наметить способы предотвращения проблем.

Техники совладания в ситуациях неудачи.

В таких ситуациях человек стремится сохранить позитивное отношение                  к себе, поэтому наиболее часто применяются приемы, которые обесценивают удачу, чтобы снизить тяжесть эмоционального переживания.

Обесценивание объекта. Человек снижает значимость для себя того,                        к чему стремился, но у него не получилось достичь (получение диплома, смена работы, женитьба) и старается все представить как незначительный момент                    в его жизни. Например: «Это не главное в моей жизни», «Значит, мне это сейчас не нужно».

Коррекция своих ожиданий и надежд. Человек начинает сокращать свои потребности. Этот прием спасает от неудач, но вместе с тем обедняет и сужает жизнь человека.

Принятие ситуации. Эту технику называют «терпением» или  «отпустить ситуацию», когда человеку предлагают прекратить преодолевающие действия по изменению ситуации. Это не пассивное решение, а осознанное принятие своей жизненной ситуации. Эта техника помогает в ситуации получения инвалидности.

Позитивная трактовка своей ситуации. Человек использует различные варианты сравнения: соотносит себя с теми, кто находится в более тяжелой ситуации; вспоминает о предыдущих успехах в других сферах деятельности.

Техники совладания с негативными установками.

К таким установкам относятся подсознательные программы, которые были заложены в детстве (родительские сценарии), когда человек  придерживается определенных стратегий поведения даже в тех случаях, когда они ведут                        к неуспеху. Здесь важно осознать эти негативные установки и наработать новые способы поведения, предотвращающие влияние старых установок.

Негативные установки и способы их преодоления

Неадекватные установки

Преодоление

Установка «Мне должны» - родители должны помогать, дети должны слушаться, погода должна быть по сезону и т.д.

Осознание того, что мир не обязан соответствовать нашим ожиданиям. Наши отношения с близкими – результат субъективных обязательств, которые мы можем менять.

Установка «Я должен» - я должна быть хорошей девочкой, во что бы то ни стало мне надо это сделать, я должен быть патриотом и т.д.

У вас есть всегда выбор. Вы можете это делать, но по сути не обязаны. Решение за вами.

Установка «Я больше никогда» - не позволю себе сесть на шею, не буду брать в долг, не пойду учиться и т.д.

Нежелательно из одного факта делать обобщение на все случаи жизни. Нет правил без исключений. Если вас один раз обманули, или вы не добились результата, это не значит, что это будет всегда.

Установка «Белое-черное» - все или ничего, или ты мне друг или враг, я сделаю это во что бы то ни стало и докажу всем, что они не правы.

Мир состоит из разнообразных красок и нельзя придерживаться крайностей. Человек не может двигаться по жизни как робот, ошибки неизбежны и необходимо давать себе и другим возможность  их исправить.

Главной задачей этой работы над собой является не создавать своими поступками ситуацию, которая бы через некоторое время превращалась                         бы в источники проблем, страха и стресса.

Для того чтобы точно выбрать способ борьбы с стрессом, важно выявить его сущность. Первый способ разделения стресса заключается в оценке нашего контроля над ситуацией. На одни события человек может влиять  очень значительно. Например, стала подтекать крыша, и это можно вовремя исправить и избежать стресса, когда пойдет сильный дождь. На другие события  можно воздействовать косвенно. Например, здоровье есть результат заботы                  о нем, и в то же время оно зависит от экологии и возбудителей болезней, которые не подвластны человеку. И третья группа находится вне зоны нашего контроля. Например, пожары, наводнения, кражи, травмы и т.д.

Другой способ разделения стресса основан на локализации проблемы: она может носить реальный характер (нападение, ДТП, гололед), а может быть придуманной (страхи, ревность, беспокойство)

Стратегии преодоления стресса различного типа

Типы стрессоров

Способы преодоления

Область мудрого принятия

Мышечная релаксация

Глубокое дыхание

Визуализация

Рациональная терапия

Область конструктивных действий

Выбор правильной стратегии

Постановка целей

Тренинг социальных навыков

Тренинг управления временем

Область субъективных стрессов

Преодоление оценочного подхода

Навыки позитивного мышления

Изменение неадекватных убеждений

Блокировка нежелательных мыслей

Область саморегуляции

Аутотренинг

НЛП

Тренинг уверенности в себе

Релаксация

Дыхание

 

«Список стрессозащитных установок» (Е.С. Жариков)

Инструкция: необходимо выбрать из списка 10 пунктов из каталога и записать на бумаге. Затем медленно прочитать их вслух не менее трех раз. В результате происходит нормализация психического состояния человека.

1. Отбрось мысли, как ты выглядишь, главное – дело.

2. Проверь состояние спины.

3. Вспомни главную цель жизни.

4. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

5. Нельзя здесь и сейчас – сделаю в другом месте и в другое время.

6. Посмотри на себя в зеркало и улыбнись.

7. Продолжай работать, как будто ничего не случилось.

8. Не фантазируешь ли ты?

9. Ищи другой вариант.

10. Остановись прежде, чем что-либо предпринимать.

11. Положись на закон – «Само собой сделается»

12. У всякого минуса есть плюс.

13. Подумай, не принимаешь ли ты мелочи за главное?

14. Выпей чашечку зеленого чаю.

15. Беспокоиться я начну после работы, сейчас некогда.

16. Сними зажимы, подтянись.

17. Доведи дело до конца.

18. Не бойся – бояться невыгодно.

19. Отдели случайное от главного.

20. Будь бдителен к хвалящим тебя, ищи мотивы их действий.

21. попробуй понять то, что не высказано.

22. Критика – резерв для самосовершенствования.

23. Используй неудачу в интересах дела.

24. Демонстрируй полное самообладание.

25. Вспомни смешное.

26. Сделай глубокое дыхание.

27. Вспомни хорошее.

28. Расслабь ступни.

29. Проверь как сидишь.

30. Поморгай.

31. Закрой глаза на минуту.

32. Поправь одежду.

33. Лучше меньше, да лучше.

34. Иногда отступить – поступить мудро.

35. Не всё сразу.

36. Ты понял – ты стал выше.

37. Понимание – это возвышение.

38. Не возлагай особых надежд ни на кого.

39. Раздраженный человек не защищен.

40. Бесполезно биться головой об стенку.

41. Критика в мой адрес усиливает меня.

42. Преврати вред в пользу.

43. Побеждает тот, у кого больше терпения.

44. Начни составлять программу своих действий.

45. Расслабь кисти.

46. Прислушайся к слабым звукам.

47. Проверь мышцы лица.

48. Успокойся, ведь то, что произошло, от тебя не зависело.

49. Уходи от контакта.

50. Не втягивайся в проблему.

51. Наплевать! Забудь!

52. Вспомни приятное.

53. Проверь мышцы шеи.

54. Вспомни самое плохое. Сравни с тем, что беспокоит.

55. Все это совершенно не имеет значения.

56. Все продается, но не все покупается.

57. Узнай интерес противника.

58. Расслабь мышцы живота.

59. Расслабься.

60. Узнай интерес партнера.

61. Займись тем, что тебе интересно.

62. Все в руках Бога!

63. Походи 7 минут молча.

64. Не переоценивай себя.

65.Не недооценивай противника.

66. Сожаление о сделанном, мешает достижению успеха.

67. Не надейся на помощь, действуй сам.

68. Не закипай – сваришься.

69. Не казнись, это удел слабых.

70. Надо взвесить все «за» и «против».

71. Береги здоровье.

72. Начни читать интересную книгу.

73. Проверь пульс.

74. Поговори о других делах.

75. Учти на будущее.

76. Не кричи, кричащего плохо слышно.

77. Не торопись действовать – сядь и остынь.

78. Не проси, просящих унижают.

79. Займись рутиной.

80. Сделай упражнение на дыхание по Стрельниковой.

81. Сделай то, что откладывал.

82. Напиши, в чем проблема!

83. Да пошло оно все!

84. Позвони приятному человеку.

85. Не хнычь.

86. Все люди видят по-разному.

87. Деньги - не главное.

88. Сохрани отношения – это важнее амбиций.

89. Сделай глубокий вдох.

90. Сними зажимы лицевых мышц.

91. Сними напряжение рук.

92. Ты выше таких мелочей.

93. Важнее дело, а не то, как ты выглядишь.

94. Узнай, кому выгодно.

95. Прими душ.

96. Все течет, все изменяется.

97. Не принижай себя.

98. Переоденься.

99. Поброди по улицам.

100. Безвыходных положений не бывает.

101. Не придумывай лишнего.

102. Занеси в записную книжку на будущее.

103. Перестань смотреть на себя глазами других.

104. Собака лает – караван идет.

105. Везет тем, кто рискует.

106. Не жалуйся. Слабых не любят.

107. Посмотри на случившееся шире.

108. Позвони человеку, которого уважаешь.

109. Сходи в кино.

110. Купи себе то, что давно хотел.

111. Найди в плохом смешное.

112. Отнесись к событию с юмором.

113. Встань-сядь; сядь-встань.

114. Сделай что-нибудь такое, что заведомо успешно.

115. За плохим следует хорошее.

116. Подойди с другой стороны.

117. Встань на позицию противника – поймешь, как действовать.

118. Перестань метаться.

119. Попробуй принизить значение неудачи.

120. Обижать не выгодно; выгодно анализировать и учитывать.

121. Успокойся, ведь бывает и хуже.

122. Почувствуй себя охотником.

123. Ищи третий вариант.

124. Другим еще хуже.

125. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

126. Займись хобби.

127. Проверь событие на последствия.

128. Ищи выгоду в неудаче.

129. Я буду думать об этом завтра.

130. Жизнь не черно-белая картинка, а спектр.

 

Стрессосовладение средствами фиксированного самоконтроля

 (Д. Виткин)

Назначение и описание технологии. Вы не сможете преодолеть стресс, если правильно не оцените. Заполните лист стрессовых симптомов, приведенных ниже. Добавьте те, которые считаете нужным добавить. На протяжении всего дня в первую графу записывайте время, в которое вы испытываете тот или иной симптом. Во вторую – деятельность, которой вы в этот момент занимались.

Лист стрессовых симптомов

Время

Деятельность

Симптом

 

 

Головная боль

 

 

Тошнота

 

 

Холодный пот

 

 

Головокружение

 

 

Потеря памяти

 

 

Астма

 

 

Аллергия

 

 

Боли в пояснице

 

 

Боли при глотании

 

 

Усиленное серцебиение

 

 

Повышение давления

 

 

Частое мочеспускание

 

 

Покашливание

 

 

Нервный тик

 

Анализ фактов и поведенческие коррективы

Когда заполните таблицу, ваши действия будут следующими:

1. Определите синхронность выполнения одних и тех же дел. В следующие дни попробуйте изменить их время и порядок выполнения. Изменило ли это и время стрессовых симптомов?

2. Определите вид деятельности, при котором чаще всего проявляются симптомы. Может быть, вы слишком усердствуете в этой сфере?

3. Проверьте ваши мотивации. Позволяете ли вы своему внутреннему указанию «Следовало бы» диктовать вам, как себя вести? Часто мы не способны наслаждаться какой-либо деятельностью именно потому, что делаем ее по принуждению.

Учет данных самоконтроля с последующей адекватной коррекцией жизнедеятельности может существенно отразиться на снижении симптомов стресса.

Психолог отдела

общественного здоровья                                                 А.А. Диканова