Поскольку пожилые люди чаще страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата и имеют более высокие риски снижения физического функционирования, необходимо не только лечение заболеваний, приводящих к снижению мобильности, но и профилактические меры нарушения мобильности.
Локомотивный синдром: определение
В 2007 году Японская ортопедическая ассоциация (JOA) предложила концепцию локомотивного синдрома, для характеристики состояния структурного и функционального повреждения опорно-двигательного аппарата.
Локомотивный синдром определяется как неудовлетворительное состояние пациентов старше 60 лет, которым требуется или может потребоваться посторонняя помощь в ближайшем будущем из-за функционального ухудшения опорно-двигательного аппарата, включающего патологию костной ткани, суставов, мышц и нервной ткани.
Манифестация и прогрессирование этого синдрома приводит к трудностям при выполнении ежедневных простых физических действий. Пациенты не могут стоять, ходить, бегать, подниматься по лестнице и выполнять другие функции, необходимые для повседневной жизни.
Диагностика локомотивного синдрома
Локомотивный синдром диагностируют с помощью трех тестов: тест вставания со стульев разной высоты, тест двух шагов и опросник «Гериатрическая шкала оценки локомотивных функций» (GLFS-25).
Тест вставания со стульев разной высоты — функциональный тест, при котором исследуемый встает без помощи рук поочередно со стульев высотой 40, 30, 20 и 10 см сначала на обе ноги, затем на одну ногу с поднятой второй, при этом удерживаясь в конечном положении 3 сек. В соответствии с полученными результатами пациенту присваивается стадия локомотивного синдрома: если испытуемый не смог встать на одну ногу со стула высотой 40 см — 1 стадия, если не смог встать со стула 20 см на две ноги — 2 стадия.
Тест двух шагов — функциональный тест, во время которого пациент должен сделать два максимальных шага и удержаться в конечном положении более 3 сек. Затем расстояние двух шагов фиксируется и стандартизируется на рост пациента. В зависимости от полученного результата определяется стадия патологии: значения <1,3 и <1,1 оцениваются как 1 и 2 стадия соответственно. При этом результаты теста 2 шагов коррелирует со скоростью ходьбы у пожилых пациентов.
Опросник «Гериатрическая шкала оценки локомотивных функций» (GLFS-25) -это анкета для самостоятельного заполнения пациентом, которая включает вопросы о боли, повседневной деятельности, социальной активности и психическом здоровье за последний месяц.
Связь локомотивного синдрома и физической активности
Установлено, что по сравнению с старческой астенией локомотивный синдром имеет более сильную корреляционную связь с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и снижением физического и психического функционирования.
Для поддержания качества жизни и профилактики нарушений у пожилых пациентов без нарушения мобильности необходимо определить целевые значения в выполнении ежедневной физической активности.
В исследовании Yoshihiko Ishihara с соавторами, опубликованном в июле 2022 года, оценивали связь локомотивного синдрома и привычной ежедневной физической активности у пожилых людей.
В исследование включили 80 человек (50% мужчины) 60–79 лет без хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата в стадии, не позволяющей выполнять легкую и умеренную физическую нагрузку.
Основными данными для сравнительного анализа были среднее значение ежедневного количества пройденных шагов и время интенсивной физической нагрузки.
Полученные при этом данные измеряли в МЕТ (metabolic equivalents of a task — метаболический эквивалент) — энергетической единице измерения интенсивности физической нагрузки. При этом 1 МЕТ соответствует расходу энергии человеком в покое (1 ккал на 1 кг массы тела за 1 мин — 1 ккал/кг/мин).
Были выделены пять уровней действий по расходу энергии:
Отдых (<1,1 MET);
Положение сидя (1,1-1,4 MET);
Положение стоя (1,5-2,9 MET);
Умеренная физическая активность (3,0-5,9 MET);
Интенсивная физическая активность (≥6 MET).
Антропометрические измерения включали рост (см), вес (кг) и индекс массы тела (ИМТ, вес [кг] / рост [м2]). Измерения состава тела включали жировую массу, мышечную массу и соотношение объема талии к объему бедер.
С помощью динамометра определили максимальную силу мышц-разгибателей колена.
Распространенность локомотивного синдрома среди всех исследуемых составила 51,3%.
По данным биоимпедансометрии жировая масса в процентном соотношении была достоверно выше у женщин с локомотивным синдромом, чем у женщин без этой патологии.
У мужчин в отношении жировой массы в группах, имеющих локомотивный синдром и не имеющих такового, достоверных различий не выявилось.
Но сила мышц-разгибателей колена и у мужчин, и у женщин в группе с локомотивным синдромом была значительно ниже, чем у исследуемых без локомотивного синдрома.
Наличие локомотивного синдрома было связано с более низкой интенсивностью физической нагрузки.
При этом ежедневная рутинная низкоинтенсивная физическая активность не влияла на наличие локомотивного синдрома.
Время, затраченное на выполнение умеренной и интенсивной физической нагрузки >28 минут в день, было связано с более низкой вероятностью развития локомотивного синдрома.
При ежедневной физической активности ≥3 MET у пациентов не было локомотивного синдрома.
Таким образом, регулярная умеренная и интенсивная физическая активность может предупредить ухудшение функциональных способностей у пожилых людей, независимо от наличия других хронических заболеваний.
А.В.Байда, доцент кафедры общей врачебной практики с курсом гериатрии БелМАПО